Курский государственный педагогический университет

 

Все приходит к тому, кто действует
Интервью с ректором Курского государственного педагогического университета Вячеславом Гвоздевым состоялось в особый день - 7 октября. По стране проводились акции протеста, а университет работал как ни в чем не бывало. С отношения ректора к происходящим за окнами событиям и началась наша беседа.
- Сегодня, между прочим, не выходной, и работу никто не отменял, - говорил Вячеслав Викторович. - Однако и мы участвуем в стачке, и наши преподаватели тоже вышли на улицы. Если же говорить о моем личном отношении к митингу, то не вижу в этом большого смысла. Для меня все эти лозунги, призывы к отставкам - не более чем митинговщина.
В конце концов именно во время кризиса особенно важно не просто делать свое дело, а выкладываться, даже если нашей зарплаты едва хватает на жизнь. Потому, наверное, что профессия у нас такая. Ведь мы те же учителя. У меня так и записано в дипломе: учитель. И честно говоря, этой записью я горжусь больше всего. Учитель всегда помнит, что за ним стоят дети.
Как мы живем сегодня? Да как и все, наверное. Более 10 лет назад, когда я пришел в ректорат, начались те процессы, плоды которых мы пожинаем сегодня. Принципиальный момент: наш вуз решил не на словах, а на деле повернуться лицом к средней школе. Причин для этого было много. Скажем, практически любой преподаватель мединститута может лечить больных. И при этом сказать студентам: делай, как я. А вот наши преподаватели в тот момент не могли так заявить студентам. Если говорить откровенно, мы учили ребят тому, что или не умели делать сами, или делали не очень хорошо.
- Нужна определенная смелость, чтобы объявить об этом во всеуслышание.
- И нахальство, чтобы вынести это мнение на суд коллектива. Пришлось, однако, пойти на это. Нам нужна была реальная связь между средней и высшей школой, чтобы поднять уровень подготовки абитуриентов и студентов.
На практике это привело к созданию элитных средних учебных заведений - новинка в те годы. Вместе с городским отделом народного образования мы создали первый в Курске лицей, где школьными учителями работали наши лучшие, подчеркиваю, преподаватели.
- И все это делалось на одном энтузиазме?
- Почти, так скажем. Преподаватели получали зарплату школьного учителя и 15-процентную надбавку к тарифной ставке. Не Бог весть, какие деньги. Многие нас поддерживали, а кого-то приходилось заставлять, прибегая к административным методам. Самое, пожалуй, важное, что постепенно преподаватели почувствовали вкус к этой работе. Ни о каком давлении уже и речи не было - они сами просили направить их в школу. Около 120 наших преподавателей и сотрудников работало в школах, а всего-то их у нас не многим более 500.
Практически во всех городских и даже некоторых сельских школах появились специализированные классы. Наши преподаватели выезжали в села и работали там бригадным методом.
Вся эта перестройка в определенной степени, не побоюсь громких слов, изменила лицо университета. И сегодня, я говорю это абсолютно уверенно, нет ни одной школы в городе да и в селах, с которыми у нас не было бы налажено прочных деловых контактов.
- Как это отразилось на подготовке абитуриентов и, соответственно, на конкурсе?
- Мы никогда не знали, что такое падение конкурса. Более того, на многих факультетах он велик до неприличия. Вроде бы радоваться надо: чем выше проходной балл, тем больше у вуза возможностей принять подготовленных абитуриентов. Однако высокий конкурс не упрощает, а осложняет жизнь администрации. Медалисты подтверждают свои права. Далее мы зачисляем получивших положительные оценки сельских школьников, направленных к нам на учебу отделом народного образования. И когда, наконец, остаются свободные места, конкурс на них достигает 5-6 человек на место. Поэтому мы ежегодно перевыполняем план приема и просим дополнительные места у министерства.
Но, пожалуй, самое неожиданное для нас - это большой конкурс в аспирантуру. Казалось бы, аспирант точно знает нелегкие условия своей будущей работы и ее скромную оплату. Однако очень многие наши выпускники хотят продолжать обучение в аспирантуре.
- Так что проблемы обновления кадров у вас нет?
- Сегодня нет. Более того, среди вузов Центрально-Черноземного региона университет занимает 3-4-ю позицию по проценту остепененности преподавателей (у нас этот показатель составляет приблизительно 62%).
- Вы вскользь упомянули о переподготовке преподавателей. Нельзя ли подробнее об этом?
- Никто не отменял положения, по которому каждый преподаватель раз в пять лет обязан пройти переподготовку. Однако на это требование в последние годы стали смотреть сквозь пальцы, поскольку экономическое положение вузов плачевное. Мы нашли выход: приглашаем к себе ведущих специалистов из других вузов страны. Так что сразу убиваем несколько зайцев: занимаемся переподготовкой преподавателей, а студенты, подумывающие об аспирантуре, знакомятся со своими будущими руководителями.
- А как в вузе обстоит дело с контрактниками?
- Студентов, полностью обучающихся на контрактной основе, немного - человек 40. Хотя у нас относительно невысокая стоимость обучения (80 - 100 минимальных окладов за год обучения), но и возможности жителей областного центра весьма невелики. А если говорить откровенно: у нас не любят платного обучения.
- Но зарабатывать-то надо, есть у вашего вуза иные возможности для этого?
- Да, у нас есть внебюджетные проекты, к тому же мы оказываем дополнительные платные образовательные услуги. Занимаемся развитием традиционных для нашего региона ремесел. Открыли в университете небольшой художественный салон. Цены - просто смешные, но доход, хотя и небольшой, салон все же дает.
Продаем свои учебники в розницу и оптом - областные и городские комитеты по образованию приобретают их партиями. Городские власти пока не отбирают землю, отведенную под строительство нового корпуса. Мы его, думаю, уже никогда не построим, а участок используем под автостоянку. Таких проектов у нас - несколько десятков, сверхприбыль они не приносят, но тоненький денежный ручеек все-таки течет.
Большую часть внебюджетных, заработанных вузом средств направляем на развитие материальной базы: ремонт зданий и помещений, приобретение всевозможной техники, в том числе и компьютеров, приборов и так далее. Незначительная, к сожалению, часть денег идет на персональные надбавки к заработной плате преподавателям, работающим в структурах, приносящих вузу деньги. Это, в частности, факультет довузовской подготовки, подготовительные курсы. Еще меньшие средства направляются на оказание материальной помощи преподавателям и сотрудникам в случае критических ситуаций.
- Вы стремитесь, чтобы ваши студенты были отлично подготовлены, сеете доброе и разумное, а будут ли они работать по специальности после окончания университета? Ведь помочь им в трудоустройстве вы вряд ли можете...
- У нас нет обязательного распределения, но есть система трудоустройства. Это значит, что мы оказываем выпускникам помощь в поиске работы. Тесно сотрудничаем с органами управления образованием и в апреле получаем от них список вакансий. Но если, скажем, лет пятнадцать назад выпускников приходилось убеждать и даже заставлять идти работать в школу, особенно сельскую, то сейчас картина резко меняется.
Сложилась парадоксальная ситуация: выпускник просит дать ему работу на селе, а мы этого сделать не можем в силу разных причин. Например, в Центральное Черноземье приехало много семей военнослужащих, очень часто жены военных - учителя. Пенсионеры не уходят из школы по известным причинам.
- Сейчас, когда открыты границы, многие вузы успешно сотрудничают с зарубежными коллегами. Удается ли это вашему университету?
- Действительно, найти партнера за границей - не проблема. Однако на смену железному занавесу пришел экономический: где взять деньги для поездки студента или аспиранта за рубеж? И все-таки международные контакты нашего вуза за последние годы расширились. Сегодня у нас появились партнеры: в США, Франции, Великобритании, Бельгии, Голландии...
- Вузов у нас, слава Богу, еще хватает, чем вы их заинтересовали?
- В первую очередь тем, что мы педагогический университет. Только в России сохранилась очень интересная система высшего педагогического образования и существует такое понятие, как частная методика преподавания.
Дело в том, что в условиях крайне бедной материальной базы преподаватели начинают придумывать, изобретать по принципу: голь на выдумки хитра. И в итоге наши частные методики подчас с помощью самых примитивных средств дают очень хорошие результаты, их готовы изучать, даже за деньги, коллеги из самых крупных и престижных зарубежных вузов.
- И что же их так восхищает?
- Скажу о том, что мне ближе как преподавателю французского языка. Мы учились в то время, когда практически полностью отсутствовали контакты со страной, чей язык изучали. Скажем, мои преподаватели никогда не были во Франции. И все-таки язык и они, и мы знали очень неплохо. И когда я первый раз приехал во Францию, меня спросили: вы, наверное, часто бываете здесь? А все дело в том, что в СССР были разработаны методики обучения иностранным языкам, которые давали блестящие результаты и без выездов за рубеж. То же самое и с другими дисциплинами.
- Кроме чувства гордости и удовлетворения вам это что-нибудь дает?
- Да, у нас наладился регулярный студенческий обмен, что, безусловно, очень ценно для нас. Мы не только направляем наших ребят за границу, но и принимаем их зарубежных сверстников.
Это сотрудничество дает нам и некоторую прибыль. Но главное для меня в этих контактах не материальная сторона дела, а уверенность, что мы не последние в области образования. Очень часто мы на равных с нашими зарубежными коллегами и выглядим совсем не как бедные родственники, которые постоянно что-то выпрашивают, но и сами можем кое-что дать.
В переводе с французского это звучит так: все приходит к тому, кто умеет ждать. Естественно, делать это можно по-разному. Не ждать, когда на тебя свалится манна небесная, а действовать и получать результаты своего труда.

Назад