Курский государственный педагогический
университет
Все приходит к тому, кто действует
Интервью с ректором Курского государственного педагогического
университета Вячеславом Гвоздевым состоялось в особый день - 7 октября. По стране
проводились акции протеста, а университет работал как ни в чем не бывало. С
отношения ректора к происходящим за окнами событиям и началась наша беседа.
- Сегодня, между прочим, не выходной, и работу никто не отменял,
- говорил Вячеслав Викторович. - Однако и мы участвуем в стачке, и наши преподаватели
тоже вышли на улицы. Если же говорить о моем личном отношении к митингу, то
не вижу в этом большого смысла. Для меня все эти лозунги, призывы к отставкам
- не более чем митинговщина.
В конце концов именно во время кризиса особенно важно не просто
делать свое дело, а выкладываться, даже если нашей зарплаты едва хватает на
жизнь. Потому, наверное, что профессия у нас такая. Ведь мы те же учителя. У
меня так и записано в дипломе: учитель. И честно говоря, этой записью я горжусь
больше всего. Учитель всегда помнит, что за ним стоят дети.
Как мы живем сегодня? Да как и все, наверное. Более 10 лет
назад, когда я пришел в ректорат, начались те процессы, плоды которых мы пожинаем
сегодня. Принципиальный момент: наш вуз решил не на словах, а на деле повернуться
лицом к средней школе. Причин для этого было много. Скажем, практически любой
преподаватель мединститута может лечить больных. И при этом сказать студентам:
делай, как я. А вот наши преподаватели в тот момент не могли так заявить студентам.
Если говорить откровенно, мы учили ребят тому, что или не умели делать сами,
или делали не очень хорошо.
- Нужна определенная смелость, чтобы объявить об этом
во всеуслышание.
- И нахальство, чтобы вынести это мнение на суд коллектива.
Пришлось, однако, пойти на это. Нам нужна была реальная связь между средней
и высшей школой, чтобы поднять уровень подготовки абитуриентов и студентов.
На практике это привело к созданию элитных средних учебных
заведений - новинка в те годы. Вместе с городским отделом народного образования
мы создали первый в Курске лицей, где школьными учителями работали наши лучшие,
подчеркиваю, преподаватели.
- И все это делалось на одном энтузиазме?
- Почти, так скажем. Преподаватели получали зарплату школьного
учителя и 15-процентную надбавку к тарифной ставке. Не Бог весть, какие деньги.
Многие нас поддерживали, а кого-то приходилось заставлять, прибегая к административным
методам. Самое, пожалуй, важное, что постепенно преподаватели почувствовали
вкус к этой работе. Ни о каком давлении уже и речи не было - они сами просили
направить их в школу. Около 120 наших преподавателей и сотрудников работало
в школах, а всего-то их у нас не многим более 500.
Практически во всех городских и даже некоторых сельских школах появились
специализированные классы. Наши преподаватели выезжали в села и работали там
бригадным методом.
Вся эта перестройка в определенной степени, не побоюсь громких
слов, изменила лицо университета. И сегодня, я говорю это абсолютно уверенно,
нет ни одной школы в городе да и в селах, с которыми у нас не было бы налажено
прочных деловых контактов.
- Как это отразилось на подготовке абитуриентов
и, соответственно, на конкурсе?
- Мы никогда не знали, что такое падение конкурса. Более того,
на многих факультетах он велик до неприличия. Вроде бы радоваться надо: чем
выше проходной балл, тем больше у вуза возможностей принять подготовленных абитуриентов.
Однако высокий конкурс не упрощает, а осложняет жизнь администрации. Медалисты
подтверждают свои права. Далее мы зачисляем получивших положительные оценки
сельских школьников, направленных к нам на учебу отделом народного образования.
И когда, наконец, остаются свободные места, конкурс на них достигает 5-6 человек
на место. Поэтому мы ежегодно перевыполняем план приема и просим дополнительные
места у министерства.
Но, пожалуй, самое неожиданное для нас - это большой конкурс
в аспирантуру. Казалось бы, аспирант точно знает нелегкие условия своей будущей
работы и ее скромную оплату. Однако очень многие наши выпускники хотят продолжать
обучение в аспирантуре.
- Так что проблемы обновления кадров
у вас нет?
- Сегодня нет. Более того, среди вузов Центрально-Черноземного
региона университет занимает 3-4-ю позицию по проценту остепененности преподавателей
(у нас этот показатель составляет приблизительно 62%).
- Вы вскользь упомянули о переподготовке
преподавателей. Нельзя ли подробнее об этом?
- Никто не отменял положения, по которому каждый преподаватель
раз в пять лет обязан пройти переподготовку. Однако на это требование в последние
годы стали смотреть сквозь пальцы, поскольку экономическое положение вузов плачевное.
Мы нашли выход: приглашаем к себе ведущих специалистов из других вузов страны.
Так что сразу убиваем несколько зайцев: занимаемся переподготовкой преподавателей,
а студенты, подумывающие об аспирантуре, знакомятся со своими будущими руководителями.
- А как в вузе обстоит дело с контрактниками?
- Студентов, полностью обучающихся на контрактной основе, немного
- человек 40. Хотя у нас относительно невысокая стоимость обучения (80 - 100
минимальных окладов за год обучения), но и возможности жителей областного центра
весьма невелики. А если говорить откровенно: у нас не любят платного обучения.
- Но зарабатывать-то надо, есть у вашего вуза иные
возможности для этого?
- Да, у нас есть внебюджетные проекты, к тому же мы оказываем дополнительные
платные образовательные услуги. Занимаемся развитием традиционных для нашего
региона ремесел. Открыли в университете небольшой художественный салон. Цены
- просто смешные, но доход, хотя и небольшой, салон все же дает.
Продаем свои учебники в розницу и оптом - областные и городские комитеты
по образованию приобретают их партиями. Городские власти пока не отбирают землю,
отведенную под строительство нового корпуса. Мы его, думаю, уже никогда не построим,
а участок используем под автостоянку. Таких проектов у нас - несколько десятков,
сверхприбыль они не приносят, но тоненький денежный ручеек все-таки течет.
Большую часть внебюджетных, заработанных вузом средств направляем на развитие
материальной базы: ремонт зданий и помещений, приобретение всевозможной техники,
в том числе и компьютеров, приборов и так далее. Незначительная, к сожалению,
часть денег идет на персональные надбавки к заработной плате преподавателям,
работающим в структурах, приносящих вузу деньги. Это, в частности, факультет
довузовской подготовки, подготовительные курсы. Еще меньшие средства направляются
на оказание материальной помощи преподавателям и сотрудникам в случае критических
ситуаций.
- Вы стремитесь, чтобы ваши студенты были отлично
подготовлены, сеете доброе и разумное, а будут ли они работать по специальности
после окончания университета? Ведь помочь им в трудоустройстве вы вряд ли можете...
- У нас нет обязательного распределения, но есть система трудоустройства.
Это значит, что мы оказываем выпускникам помощь в поиске работы. Тесно сотрудничаем
с органами управления образованием и в апреле получаем от них список вакансий.
Но если, скажем, лет пятнадцать назад выпускников приходилось убеждать и даже
заставлять идти работать в школу, особенно сельскую, то сейчас картина резко
меняется.
Сложилась парадоксальная ситуация: выпускник просит дать ему работу на селе,
а мы этого сделать не можем в силу разных причин. Например, в Центральное Черноземье
приехало много семей военнослужащих, очень часто жены военных - учителя. Пенсионеры
не уходят из школы по известным причинам.
- Сейчас, когда открыты границы, многие вузы успешно
сотрудничают с зарубежными коллегами. Удается ли это вашему университету?
- Действительно, найти партнера за границей - не проблема. Однако на смену
железному занавесу пришел экономический: где взять деньги для поездки студента
или аспиранта за рубеж? И все-таки международные контакты нашего вуза за последние
годы расширились. Сегодня у нас появились партнеры: в США, Франции, Великобритании,
Бельгии, Голландии...
- Вузов у нас, слава Богу, еще хватает, чем вы их заинтересовали?
- В первую очередь тем, что мы педагогический университет. Только в России
сохранилась очень интересная система высшего педагогического образования и существует
такое понятие, как частная методика преподавания.
Дело в том, что в условиях крайне бедной материальной базы преподаватели
начинают придумывать, изобретать по принципу: голь на выдумки хитра. И в итоге
наши частные методики подчас с помощью самых примитивных средств дают очень
хорошие результаты, их готовы изучать, даже за деньги, коллеги из самых крупных
и престижных зарубежных вузов.
- И что же их так восхищает?
- Скажу о том, что мне ближе как преподавателю французского языка. Мы учились
в то время, когда практически полностью отсутствовали контакты со страной, чей
язык изучали. Скажем, мои преподаватели никогда не были во Франции. И все-таки
язык и они, и мы знали очень неплохо. И когда я первый раз приехал во Францию,
меня спросили: вы, наверное, часто бываете здесь? А все дело в том, что в СССР
были разработаны методики обучения иностранным языкам, которые давали блестящие
результаты и без выездов за рубеж. То же самое и с другими дисциплинами.
- Кроме чувства гордости и удовлетворения вам это
что-нибудь дает?
- Да, у нас наладился регулярный студенческий обмен, что, безусловно, очень
ценно для нас. Мы не только направляем наших ребят за границу, но и принимаем
их зарубежных сверстников.
Это сотрудничество дает нам и некоторую прибыль. Но главное для меня в этих
контактах не материальная сторона дела, а уверенность, что мы не последние в
области образования. Очень часто мы на равных с нашими зарубежными коллегами
и выглядим совсем не как бедные родственники, которые постоянно что-то выпрашивают,
но и сами можем кое-что дать.
В переводе с французского это звучит так: все приходит к тому, кто умеет
ждать. Естественно, делать это можно по-разному. Не ждать, когда на тебя свалится
манна небесная, а действовать и получать результаты своего труда.
Назад