М. М. Голубчик, А. М. Носонов
(Мордовский государственный университет)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К важнейшим задачам высшего географического образования, по нашему мнению
относятся: - глубокое овладение студентами основными положениями истории, тео-рии
и методологии науки (при этом под "методологией" понимается как учение о формах
и спосо6ах научного познания, так и своеобразный базис, ядро науки, совокупность
наиболее существенных элементов теории). Считаем, что веду-щее место должен
занимать теоретический компонент на-учного знания - в его историческом развитии,
с необходимым включением деятельности выдающих-ся людей науки, что усиливает
"фундаментализацию" учебного процесса. - приобщение студентов к новым, актуальным
и дискуссионным пробле-мам науки, ее перспективным направлениям, а также новым,
в том числе мало-известным методам исследования, имея в виду и заимствованные
из других от-раслей знания. В связи с этим представляется необходимым, чтобы
одно из централь-ных мест в вузовской географии заняли основы теории географического
по-знания, познания географической картины мира (ГКМ) как важной состав-ляющей
общенаучной картины мира. В настоящее время формирует-ся новая ГКМ, которая
должна включить сущности предыдущих этапов (комнонентно-отраслевую и комплексно-региональные
программы иссле-дований и др.) и но-вые представления. Новая ГКМ исходит из
ограни-ченности данного мира. Если раньше география расширяла Ойкумену, то теперь
пытается найти новые формы организации уже ограниченного пространства. Поэтому
в содержание учебных дисциплин органически должны войти концепция территории
и территориальных ресурсов, системный подход, осно-вы исследования геосистем
(включая вопросы их математико-географического моделирования), проблемы территориальной
организации общества (на основе синтетических подходов всех отраслей географии).
Объектирование ГКМ может быть осуществлено через общее мировоз-зрение и общую
культуру, так как геосистема как стержневое понятие совре-менной системы географических
наук представляет собой целостную и дина-мичную систему, включающую и природу,
и технику, и хозяйство, и поселения, и отдельных людей. В связи с этим и в научных
исследовани-ях, и в обществен-ной практике, и в системе образования ведущий
должен быть путь географиза-ции мышления и действия, опирающаяся на собст-венно
географическое мышление, т.е. специфическое, профессиональное мышление географов.
Трансформация географического мышления на рубеже XX-XXI вв. идет в русле усиления
его динамической и исторический направленности, экологиза-ции, повышения точности
и логический стройности, усиления системности в осмыслении географических явлений
и процессов. При этом особенно важной в развитии этого вида профессионального
мышле-ния стала пространственно-временная парадигма, представления о не-разделимости
пространства и време-ни, этих основных координат жизнедея-тельности человека
и общества, разви-тия природы и ее использования человечеством. Именно такова
одна из глав-ных основ целостной геогра-фии. Считаем, что суть высшего географического
образования должны соста-вить основополагающие идеи о ГКМ и географическом мышлении,
такие фун-даментальные научные категории, как геопространство, геополе, геосистема,
территориальная структура и, особенно, территориальная организация - как ос-новная
и предельная категория для всей системы географи-ческих наук. Поскольку теория
и методология науки неразрывно связаны друг с дру-гом, можно утверждать, что
важнейшее значение имеет усвоение сту-дентами теоретико-методологических основ
и проблем географии, прежде всего тех, которые "пронизывают" весь процесс эволюции
науки, как-то: проблемы объ-екта и предмета географии, взаимодействия природного
и человеческого эле-ментов, соотношение пространственного и исто-рического подходов,
целостно-сти науки, протекающих в ней процессов дифференциации и интеграции,
ее положения в системе наук и ее струк-туры как сложной системы естественных
и общественных наук, роли гео-графии в решении глобальных и региональных проблем
и т.д. Особое и чрезвычайно важное значение имеют новый задачи и направле-ния
российский географической науки в связи с особенностя-ми и про-блемами современного
этапа социально-экономического, полити-ческого и эко-логического развития мира
и страны, изменениями ее роли и места в междуна-родном сообществе. Необходимость
глубокого изучения вопросов истории, теории и методо-логии географической науки
нашла свое отражение в утвержденном в мае 1995 г. "Государственном образовательном
стандарте высшего профессио-нального образования (государственные требования
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 012500
- Геогра-фия)",который предусматривает в этом отношении два учеб-ных курса:
обще-профессиональную дисциплину "История географии", (мы рассматриваем ее в
основном как историю географического знания) и специальную дисциплину "Теория
и методология географической науки", где, по нашему мнению, ос-новное место
должны занять процесс географического познания, теоретиче-ский компонент знания
и важнейшие катего-рии теоретической географии. Органическое сочетание этих
учебных курсов должно способствовать це-лостному процессу восприятия студентами
истории географическо-го познания Земли и развития географического знания в
неразрывной триаде "прошлое - на-стоящее - будущее".
Статьи других авторов