Чин Церковный и
устав монастыря Санаксарского

(1885 год)

Святое церковное Божественное служение в Санаксарском монастыре совершается по общему церковному чину устава Студийскаго, вполне, без всякаго опущения, подобно как в общежительных пустынях Саровской и Вышенской. В частностях есть небольшое различие, от чина сих пустыней, относительно молитвеннаго правила монашескаго.

От первоначальника отца Феодора заповедано, чтоб в церкви святой служение Божественное и чтение было неспешное, внятное, благоговейное. Порядок дневных церковных служб следующий:

В будни: вечерня начинается в 4 часа по полудни, продолжаясь час. По окончании вечерни бывает заупокойная лития среди церкви: служащий и клиросные братия выходят на средину и поют стихиру храма, потом начинают литию святый Боже. Отче наш со духи праведных скончавшихся и прочие. На ектении служащий иеромонах читает вслух заупокойный синодик; братия тоже берут малые синодики; все, начиная от настоятеля и до последняго брата, в церкви поминают, читая про себя имена благотворителей обители.

По отходе литии начинается повечерие, на котором, после символа веры, отправляется правило молитвенное монашеское: канон Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, дневной канон октоиха и канон св. ангелу хранителю. Ирмосы читаются, а пред каждым стихом канона братия на клиросах по переменно поют: Иисусе Сладчайший, спаси нас грешных; Пресвятая Владычице Богородице, спаси нас грешных; святии ангели хранители, наши, молите Бога о нас грешных. По шестой песни чередной служащий читает акафист Божией Матери, а клиросные делают запевы: радуйся Невесто Неневестная; аллилуйя.

По окончании всех канонов служащий читает молитвы Спасителю, Божией Матери и св. ангелу хранителю.

Прямо от повечерия братия идут за вечернюю трапезу.

В семь часов, по благовесту, вся братия собираются в церковь на вечернее правило. Служащий иеромонах начинает посреди церкви.

Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)

Создавый мя. Господи, помилуй мя. (Поклон)

Без числа, согреших, Господи, прости мя. (Поклон)

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Боже, прости беззаконие мое и согрешения. (Поклон)

Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй и спаси мя, и помолися о мне грешном ко Господу Богу и помози ми ныне в жизни сей и во исход души моея и в будущем веце (Поклон)

Непобедимая и непостижимая и Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня, не остави мене грешнаго, уповающаго на Тя. (Поклон)

Вся небесныя силы: святии ангели, архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне грешном ко Господу Богу, и помозите ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце. (Поклон)

Потом призываются в молитвенную помощь: св. ангел хранитель, св. Иоанн Предтеча, св. три великие святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Далее: святитель Николай и преподобные: Сергий, Антоний, Феодосии со всеми чудотворцами Печерскими, Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы.

Святии славнии апостолн, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии н вей святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешном и прочие.

По сим иеромонах говорит:

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей. помилуй мя и прости мя милости Твоея ради.

Молитва св. Макария: Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою и прочие.

Молитва ко Проев. Богородице: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжены от мене смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение и прочие.

По сем говорит: Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)

Создавый мя. Господи, помилуй мя. (Поклон)

Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, и освяти и сохрани мя, силою живоноснаго креста Твоего.

И начинает на амвоне Благословен Бог наш. Чтеп: Аминь, Слава Тебе Боже, Царю Небесный. Трисвятое. По Отче наш тропари: помилуй нас, Господи, помилуй нас... Господи помилуй нас, на Тя об уповахом. Милосердия двери. Господи помилуй, 40 раз, Иже на всякое время. Нескверная неблазная. И даждь нам Владыко на сон грядущим покоя тела и души.

За сим читается помянник. В нем каждый смиренный богомолец обращаясь всем сердцем к Господу Иисусу Христу Спасителю, просит услышать смиренное моление, приносимое за всех людей. В частности молится: о св. Церкви, воинствующей на земле, об утверждении ея, расширении и мире, сохранении от ересей и злобы адской, диавольской.

Молится за Благочестивейшаго Государя со всем Его Царствующим Домом.

За всех, иже во власти, чтоб под покровительством и охраною их, сыны православной Церкви проводили в правоверии, благочести и честности тихое и безмятежное житие.

Молится за святых представителей св. Церкви епископа своего, пастырей и служителей Церкви пасущих словесное стадо Христово, чтобы спаслись они, а за святыя молитвы их спастись и ему.

Молится за отца своего игумена, со всею о Христе братиею, отца духовнаго, и всех тружеников обители, надеясь на взаимный их молитвы.

Молится, чтоб спас и помиловал Господь: родителей, братий и сестер, и сродников его по плоти.

Молится, чтоб спаслись все работающие Богу в чину иноческом, в девстве, постничестве, живущие: в монастырях, пустынях, пещерах, горах, затворах и на всяком месте, отцы и братия и сестры о Господе, прося оставления и собственных грехов, ради их св. молитв.

Молится о спасении: старцев и юных, нищих, сирот и вдовиц, сущих в болезнях, печалях, бедах и скорбях: находящихся в плену, в темницах, и наипаче гонимых за веру православную от безбожников, отступников и еретиков, чтобы укрепил их всех Господь в терпении, и даровал избавление от бед.

Молится о спасении: благотворителей, милующих и питающих, заповедавших молиться за них, чтоб Господь сотворил взаим и с ними милость, даруя им награду вечными благами.

Молится о возвращении на путь спасения тех, которым послужил соблазном; о спасении ненавидящих и творящих обиду и зло, чтоб не погибли они.

Молится о спасении отступников и еретиков и неверных, чтобы просвятил их Господь светом Своего познания и присоединил к святой Церкви.

Помянув всех живых, простирает смиренное моление и за всех усопших: царей, князей, патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов в священном чине, в монашестве и церковном причте послуживших, за ктиторов святой обители, чтоб упокоил их Господь в вечных селениях Своих со святыми.

Поминаем души усопших рабов Божиих: родителей, сродников и всех в вере и надежде воскресения умерших отцев и братий, и сестер, и повсюду православных христиан, прося вселить их со святыми, идеже присещает свет лица Божия, в царствии небесном.

По окончании этого всеобъемлющаго моления, читаются по порядку молитвы на сон грядущий:

Боже вечный и Царю всякаго создания и прочие.

Вседержателю Слово Отчее и проч. Господи Царю небесный и прочие.

Затем, по прочтении всех молитв, служащий иеромонах делает отпуст, заключая эктению: Помолимся о Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государев нашем, Александре Николаевиче и прочие.

Настоятель выходит на середину и, обратясь к братии, просит прощения у всех: от лица братии отвечает служащий чреду, иеромонах, и бывает благословение от настоятеля всех братий, расходящихся по кельям.

В 2 с половиною часа по полуночи, приходят к настоятелю пономарь и брат, возбуждающий от сна братию, берут благословение; первый отпирает церковь, а последний обходит с молитвою все братскии келий, возбуждая от сна и приглашая к утрении.

В 3 часа начинается благовест. По приходе настоятеля и братии, служащий делает начало полунощницы, за нею вслед отправляется утреня. Все утреннее богослужение в простые дни продолжается два часа с половиной. По 1-й кафизме предлагается чтение: толкование дневнаго евангелия блаженнаго Феофилакта, архиепископа болгарскаго на русском наречии, или же дневное чтение из пролога. Чтения назначаются самим настоятелем.

После перваго часа и отпуста, бывает заупокойная лития, так же, как и на вечерне.

Вслед за утреню, по благовесту, начинается в другом храме ранняя заупокойная литургия. При отправлении оной бывают особо назначенные братия, и те, которые обязаны особенными послушаниями и трудами по обители.

В 8 часов с половиною ударяют три раза в колокол, давая знать о начале проскомидии, к поздней литургии. Чередные иеромонах и иеродиакон немедленно идут в храм и начинают совершение проскомидии.

По благовесту около 9-ти часов, идут в храм настоятель и братия. Все входят в алтарь и читают синодики, поминая о здравии и за упокой братий и благотворителей обители. По прочтении часов, братия клиросные идут на свои места, а в алтаре остаются назначенные три или четыре брата, для продолжения чтения синодика. На заупокойной эктении чтение синодика произносится вслух иеродиаконом и иеромонахом служащими; а предстоящие братия творят поминовение обычно про себя.

На литургии во время причастна всегда бывает чтение поучений, по назначению настоятеля, способными к тому из братий клиросных. Читаются поучения: из сборника поучений Синодских, или преподобных отцов: Феодора Студита, Ефрема Сирина, Симеона Новаго Богослова, святителя Тихона Задонскаго, (все на русском наречии) и других.

По отходе поздней литургии, все братия вместе с настоятелем, по чину (два в ряд), идут из церкви прямо в трапезу. Иеромонах, служивший раннюю литургию, несет на дискосе панагиаре (особое блюдо) Пречистую, Богородичную просфору. За ним идет настоятель. Братия из клиросных, по возгласу: Пречистая на ходу начинают петь псалом 144: Вознесу Тя Боже мой. По окончании псалма, когда взойдут все в трапезу, начинают молитвы: Отче наш. Слава и ныне. Господа помилуй трижды. Благослови. Настоятель благословляет: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом, яко свят еси, всегда, ныне и присно и во веки веков. Служащий иеромонах отделяет от принесенной просфоры три части и, раздробив на блюде в мелкия частицы, предлагает братии. Предложенная до вкушения трапезы братии часть отделена во Имя Христово, а оставленная на панагиаре, в честь Божией Матери, поставляется на особом месте, до окончания трапезы.

На кафедре, посреде трапезы, очередной брат читает дневное житие святаго, из Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовскаго. Братия, внимая чтению, соблюдают во время трапезования глубокое молчание.

По окончании трапезы, настоятель, благословив чтеца жития святых, ударяет три раза в колокольчик. Очередной иеромонах говорит: молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе. Боже наш, помилуй нас. Чтец: Аминь. И продолжает: благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея и прочие. Слава и ныне. Господи помилуй, трижды. Благослови Чередной иеродиакон подойдя ко иеромонаху, держащему в руках панагиар с частию Пречистой, взяв руками, возвышает немного часть над панагиаром, говорит вслух: Велико Имя Иеромонах договаривает: Святыя Троицы. Иеродиакон, делая крест, говорит: Пресвятая Богородице, помогай нам. Иеромонах:Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас. По семь братия поют: Достойно есть яко воистину. Иеродиакон держит панагиар иеромонах раздробляет на части просфору в честь Пречистой и говорит: о многия молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы. Иеродиакон подносит игумену, который вкушает часть просфоры, а за ним и вся братия. Окончив молитвословие возгласом от настоятеля: благословен Бог, милуяй и питаяй нас от своих богатых даров, своею благодатию и человеколюбием всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. братия расходятся по келиям.

Чин хождения после литургии с пречистой просфорой в трапезу установлен в Санаксарском монастыре с 1787 года, при настоятеле Венедикте. В этом же году установлено, по примеру других благоустроенных обителей, под воскресные и праздничные дни петь всенощныя бдения, а поутру воскресные дни пред литургиею, соборне отправлять молебен Божией Матери: Богородице прилежно ныне притецем. Был ли пет весь Богородичный канон, из летописи не видно; но ныне поется только одна 9-я песнь, все нараспев.

Всенощныя бдения, с недели св. Апостола Фомы по Воздвижение Честнаго Креста, бывают с вечера, начинаясь в 6 часов; с Воздвижения до святой Пасхи бывают утром, начинаясь в два часа. В неделю святой Пасхи в 12 часов ночи; в день Христова Рождества. Нового года и Богоявления в час по полуночи. В простые воскресные дни бдения продолжаются четыре часа, а в нарочитые праздники, напр. Рождества Богородицы, Успения, Воздвижения, Владимирской иконы, Усекновения главы св. Предтечи, продолжаются и более четырех часов. Служение в праздничные дни бывает торжественное, всегда соборное. На святую Пасху служат с настоятелем все наличные иеромонахи и иеродиаконы.

На всенощных бдениях всегда предлагают чтения поучений на воскресные дни, по 1 кафизме, толкование воскреснаго Евангелия, на праздники высокоторжественные, слово, приличное празднику; иногда предлагается и другое чтение, по 6 песни канона.

Пред всенощными бдениями, на воскресные и праздничные дни, малая вечерня начинается, в весеннее время в 3 часа по полудня, а в зимнее в 4 часа.

На повечерии под воскресные дни, вместо канона Иисусу Сладчайшему, читается на правиле канон Пресвятой Троице, по 6 песни акафист Иисусу. Под все праздники Господские, тоже на повечерии читается акафист Иисусу.

Служба в полиелейные дни отличается от будничной тем, что после вечерни и утрени, заупокойныя литии отличаются в эти дни, а рано и на литургии заупокойная эктения не бывает. Только на ранней литургии не отличаются заупокойная эктения и лития.

Во святую четыредесятницу утреня начинается в обычное время 3 часа по полуночи. Последование часов начинается в понедельник, вторник и четверг, в 10 часов утра, а в среду и пяток в 9 часов, ради литургии. Преждеосвещенной. На 6 и 9 часах ежедневно бывает чтение, преимущественно из Творений преподобнаго Ефрема Сирина.

От первоначальника, старца отца Феодора, келейное правило было предано следующее: в келий каждому монаху, с вечера пред сном, прочитывать по четкам триста Иисусовых молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. При них полтораста поклонов через десяток, то-есть, десять молитв просто и десять с поклонами. Поклоны делать, сообразно с уставом церковным: в какие дни клались в церкви поклоны земные или поясные, в те дни и в копиях такие же клались.

Впрочем, келейное правило, особенно число поклонов, не для всех одинаково. В назначении его соображают с физическими силами каждаго, и это зависит от благоразумия духовника, или старца руководителя.

Однако то несомненно и обязательно для каждого монаха, что он должен пребывать во всегдашней молитве по заповеди Апостольской: непрестанно молитеся. Молитву Апостол заповедует умную, то есть, чтобы ум свой молитвенник всегда возводил к Богу, как бы ходил умно пред Ним, предзрел Его пред собою. Четки, всегда носимыя монахом, орудие, напоминающее всегдашнюю, умную МОЛИТВУ, носимую в сердце.

Не только монашествущие братия, но все новоначальные послушники, в Санаксарской обители ходят ко всем службам с четками, для постояннаго напоминания о внутренней молитве.

Санаксарский монастырь руководствуется уставом общежительных монастырей.

Братия обязаны все:

Из общаго достояния монастыря каждому общежительнику дается: одежда летняя и зимняя, обувь, белье, освещение для келий, отопление и прочее необходимое.

Трапеза ежедневно приготовляется для всех общая, одинаковая. Кроме немощи, или болезни, в келии особенно трапезовать никому не дозволяется: ни настоятелю, ни братии.

Братия общежительники сами исправляют псе необходимые дела и труды, на общую пользу монастыря: приготовляют трапезу: пекут хлебы. приготовляют для питья квас, возделывают огороды, моют белье, караулят лес: в известныя времена: трудятся на сенокосе, на ловле рыбы. Послушание братиям, смотря по способности, назначаются, по благословению и разсмотрению настоятеля. Казначей, заведуя хозяйством монастыря, обязан смотреть за исполнением послушаний, заготовлять материалы и продукты для монастыря благовременно.

Желающих поступить вновь в монастырь в число братства, принимают с разсмотрением поведения и характера их внимательно в течение трех лет. Если кто окажется неспособным к жизни монастырской, то таковых немедленно удаляют из общежития, выдавая мирское их одеяние и вид.

В начало

Назад


На главную страницу